Высшие учебные заведения, которые специализируются на дистанционном образовании, применяют новейшие технологии, которые позволяют создать атмосферу живого общения преподавателя и студента. Какие это технологии, в чем они заключаются, преимущества и недостатки системы дистанционного образования можно оценить еще до поступления.
- Удаленное обучение ценится во всем мире из-за его стоимости – это первая причина, по которой студенты поступают на дистанционные факультеты. Что они получают и что теряют – предстоит разобраться
- Вторая причина обучения дистанционно – это выбор определенной специальности, которой может не быть в местных вузах. Или желание обучаться у конкретного преподавателя, что также важно, потому что отдача от студента будет больше.
- Третья причина – наличие работы, которая не позволяет уехать из города. Это касается владельцев бизнеса, предпринимателей, которые стремятся развить свои навыки, услышать и применить что-то новое.
- Четвертый стимул – это обучение в зарубежных вузах, которые предоставляют право нашим студентам повышать квалификацию или заканчивать магистратуру в своих и в зарубежных высших учебных заведениях.
Например: высшая школа бизнеса, самая лучшая в Москве и по России находится в столице. Как человеку из дальнего региона попасть на учебу, если у него есть семья, собственное дело? Либо придется отказаться от развития, либо придумать новый способ.
Но придумывать ничего не надо. Все уже есть и оно подходит каждому, если он действительно хочет большего. Вопрос в другом: какие перспективы дистанционного обучения, как оно проходит, что придется делать и как сдавать сессию?
Как проходит дистанционное обучение
В рейтинговых вузах, которые много внимания уделяют дистанционному процессу, предлагаются разнообразные методы передачи информации студентам. Возможно, где-то на периферии, где только думают над тем, что еще можно предложить абитуриентам, учебный процесс скучноват. Но только не в рейтинговых московских вузах или зарубежных филиалах, где процесс разрабатывался десятилетиями.
Многие специалисты принимали участие в проектировании учебной платформы, создавая ее удобной для пользователей. Много времени уходило на перевод книжных учебных материалов в электронную форму. Если многие думают, что программа Скайп – это вершина возможностей дистанционного образования, то они ошибаются.
Если представляют себе дистант в виде переписки по электронной почте – они также неправы. Возможно, есть у кого-то неудачный опыт удаленного образования и он поделился им в сети. Но это не значит, что все вузы так работают и кроме почты и мессенджеров ничего не предлагают.
Особенно интересно учиться дистанционно на первом курсе, так как именно там студенты начинают понимать, что ничего не потеряли, а скорее приобрели:
- Ощущение присутствия в группе – на совместных занятиях видно всех и это не какие-то боты из интернета, а реальные люди.
- Обмен опытом есть: кто-то из сокурсников имеет его больше, кто-то – меньше. Становится интересно пообщаться и позаимствовать наработки.
- Преподаватель живой, читает лекцию. Это не просто интернет-рассылка распечаток.
- Самое интересное – групповые занятия, которые проводятся каждый раз по-разному, поэтому всегда есть эффект сюрприза.
Одним словом – скучать некогда. Не успел получить новый материал для изучения – сразу конференция или вебинар, практическая работа в настоящей лаборатории, всевозможные тренажеры. Если перечислить все средства в арсенале дистанционных вузов, то можно даже выучиться летать на самолете дистанционно, не говоря уже о том, чтобы прочитать текст и запомнить основную мысль.
Методы дистанционного обучения
Что могут предложить ведущие вузы Москвы на факультете дистанционного образования:
- Профессиональные консультации. Есть ошибочное мнение, и об этом уже писали отзывы абитуриенты, что на дистанционном факультете есть только один педагог, который подсказывает всем, что делать. Это называется тьютор – он всего лишь аналог классного руководителя. Всю профессиональную работу по предметам ведут другие педагоги. Поэтому беспокоиться, что математике будет учить филолог, незачем.
- Личное общение в случае необходимости. Если необходимость возникает каждый день – пожалуйста. Студенты имеют право связываться лично с преподавателями и задавать вопросы.
- Различные технологии связи – аудио, видео, обучающие тренажеры по типу игр.
- Фильмы конкретной направленности, специально созданные для студентов определенной профессии, чтобы лучше ввести их в курс дела и показать особенности работы, с которой им предстоит иметь дело в будущем.
- Виртуальные встречи с профессионалами в своей области, которые делятся опытом.
Теперь о том, как выглядит каждая технология в отдельности.
Видеоконференции
Благодаря такому виду связи, в одной виртуальной аудитории можно собрать людей со всего мира. Участники видят друг друга и преподавателей, которые проводят семинар. Для того, чтобы приехать на такую встречу и послушать, нужно потратить время и деньги. И одно, и другое в наше время дефицит, но появляется проблема – приходит решение. Подключаться может неограниченное количество людей. Таким образом студенты в московских дистанционных вузах получают два диплома – один российский, другой – зарубежного вуза. Ездить никуда не надо. Профессор итальянского университета или еще какого-нибудь, подключается в назначенное время и читает лекцию на том языке, который был оговорен при поступлении. Бывает, что по уважительным причинам студент не может присутствовать на лекции. Хотя такое бывает редко, но все же бывает. Видеозапись попадает в архив, откуда ее можно просмотреть в любой момент.
Видеоконференции бывают нескольких типов:
- точка – точка, когда оба участника видят друг друга;
- многоточечная, когда целая аудитория видит одного человека и друг друга;
- селекторные;
- вебинары или веб-конференции.
Даже медицинские работники применяют данный вид обучения, при котором можно передавать видео с операции в реальном времени. Это позволяет внедрять новые технологии постепенно, преподнося их сначала всем специалистам, а заинтересовавшимся и пожелавшим углубиться в методику предоставить более полную информацию.
Визуальным способом студенты дистанционных московских вузов знакомятся с представителями своей профессии.
Данный метод широко использует частный университет «Синергия». Факультет бизнеса проводит встречи одновременно для всех студентов – очников, заочников и дистанционного факультета. Все получают одинаковую информацию, имеют равные шансы.
Говорить, что очникам достается больше – просто невежливо по отношению к руководству учебного заведения, которое вложило большие средства, чтобы все имели возможность получать образование максимально удобно и полно.
Дистанционный тренажер
Это специальная программа, разработанная исходя из специфики деятельности студентов. Например, в бухгалтерии – это несколько ходовых программ, которые используют различные предприятия. При устройстве на работу никто не знает, какая именно программа будет установлена.
Обучаясь на тренажере, студенты изучают все наиболее распространенные поограммы. Самое интересное, что в программе можно решать рабочие задачи и исправлять ошибки коллег. Так , например, учатся аудиторы, которым в будущем придется проверять работу предприятий и искать ошибки в учете.
Удаленные лаборатории
Можно согласиться, что лабораторная база периферийных учебных заведений не дотягивает до уровня столичных вузов. То нет реактивов, то пробирок не хватает. И вопрос: кто выиграет – дистанционщик, который в Интернете увидел весь процесс с пояснениями преподавателя, или очник, который только прочитал и представил? Лабораторная база столичных вузов не только отвечает учебным программам, но имеет дополнительные пособия в виде фильмов, чтобы студенты максимально поняли тему.
Встречи с профессионалами
Многим приходилось сталкиваться с ситуацией, в которой за хороший тренинг или семинар приходилось платить немалые деньги. Так вот в дистанционных вузах такие встречи бесплатные – они входят в программу обучения. Нужно только присутствовать на семинаре или посмотреть ее в записи. Встречи проходят по типу телемоста, где каждый имеет возможность сказать свое слово или задать вопрос.
Удаленные базы данных
Прошло то время, когда нужно было просиживать в библиотеке и искать литературу. Сейчас получить материал можно из любой точки, где есть интернет. В виртуальных библиотеках нет очередей, а это существенная экономия времени – его можно потратить на изучение рабочих программ на тренажере.
Плюс в том, что лекцию прерывать никто специально не будет, если кто-то один что-то не понял. Дома можно сделать перерыв и обдумать прочитанное. Или поискать дополнительные сведения по теме, что даст возможность лучше понять материал.
Студенты-дистанционщики имеют доступ не только к печатным пособиям, но и ко всем измерительным приборам (смотря кто где учится), реактивам, устройствам. Многие согласятся, что учебная база московского вуза может успешно конкурировать с региональными учебными заведениями среднего уровня, которые используют старые пособия и устройства из прошлого века. Ведь в московский вуз новинки попадают из зарубежных вузов-партнеров, которые поддерживают коллег и посвящают их во все новости прогресса. Поэтому лучше увидеть что-то новое по интернету, чем даже не знать о существовании такой возможности.
Как сдать сессию дистанционно
Учебная программа на дистанционном факультете построена таким образом, что студенты, которые регулярно выполняют все задания и посещают открытые мероприятия в сети, просто не могут ее не сдать. Сдают все, потому что материал хорошо усвоен и отработан на практике. Дополнительным преимуществом является наличие работы по специальности у многих студентов, обучающихся удаленно.
Помогает промежуточный контроль, который предусмотрен для дистанционщиков. Система модульная и каждый перед сессией обязан сдать положенный минимум. Только потом человек допускается к экзаменам. В случае проблем с пониманием учебного материала студент должен еще раз связаться с преподавателем. Другими словами – расслабившиеся получают легкий «пинок» и снова приступают к работе.
Сессия сдается удаленно, хотя в некоторых вузах практикуют схему, похожую на заочную. Дистанционщики приезжают и сдают материал лично. Нужно узнавать перед поступлением, как сдают сессию в конкретном учебном заведении.
Многим студентам комфортнее сдавать итоговые материалы, находясь дома перед компьютером. У студента- одиночки полностью отсутствует страх перед экзаменами, который может передаваться в группе, как вирус, что осложняет сдачу сессии.
Процесс дистанционного обучения становится обычным и привычным для студентов – таким же, как очные лекции. Удобство, домашний комфорт, экономия средств и гибкий график побеждают, и все больше студентов задумываются об удаленном образовании и заодно – о воспитании в себе достаточной усидчивости и ответственности, без которых диплом получить невозможно.