Техническое образование можно получить различными способами – в том числе, дистанционно и частично удаленно. В зависимости от формы получения знаний, для студентов сформированы модульные системы, которые позволяют максимально овладеть теоретическими и практическими навыками. Можно не сомневаться, что на дистанционном факультете качество знаний будет таким же высоким, как и при очном образовании.
Как проходит дистанционное обучение: высшее образование с нуля можно получить в любом техническом вузе, который имеет дистанционные программы. Также есть курсы по некоторым дисциплинам, не предполагающие получение диплома, они предназначены для ознакомления с технологиями.
Техническое дистанционное образование на базе высшего образования возможно по ускоренной программе, при условии родства профессий. В противном случае весь курс обучения придется пройти полностью.
Особенности организации процесса обучения в технических вузах
Получить образование дистанционно несложно, в некоторых случаях даже легче, чем при очной форме. Технические вузы не исключение, но важно правильно выбрать университет, где учеба организована комфортно и логично.
Теория и практика – две стороны одного процесса. Но есть нюансы. К примеру, университет находится в большом городе, расположенном далеко от места проживания студента. Он не может приехать и лично увидеть то, что демонстрируют студентам-очникам. Следовательно, нужно каким-то образом показать ему практическую сторону учебы. Для этого применяют видео демонстрации с изучаемых объектов.
Впоследствии человек сам может найти нечто похожее в Интернете и разобраться в теме. Вполне возможно, что этот студент будет единственным, кто приложит усилия и будет знать больше остальных.
Кроме высших учебных заведений, техническое дистанционное образование можно получить на специальных порталах, самым крупным из которых является ЕЦВДО. После выбора курса слушатель оплачивает их через Интернет и приступает к изучению материала. Полноценное дистанционное образование и переподготовка доступны на портале ЕЦВДО в рамках одного вуза.
Методики обучения
Для технических вузов главным является правильно подобранная методика обучения. От наличия разнообразных способов передачи данных от преподавателя к студенту зависит эффективность усвоения.
В серьезных технических университетах применяют:
- Кейс-технологии. Это создание реальной проблемной ситуации, над решением которой студенты работают самостоятельно или небольшими группами. По-другому метод называется «обучение действием».
- Сетевые методики. Их суть – вовлечь в процесс как можно больше людей, которые участвуют в обсуждении проблемы. Для этого организуют конференции и вебинары – это наиболее эффективные методы, способные заинтересовать студентов.
- Мультимедийные технологии. Запоминание информации происходит при одновременном воздействии на слуховые и зрительные рецепторы. В очном процессе таковыми являются лекции, в дистанционном – видео семинары.
- Гибкий подход к учебе подразумевает тот факт, что каждому студенту может понадобится разное количество времени, чтобы усвоить материал. Иногда необходимо дать человеку чуть больше времени, возможно, он заинтересуется чем-то всерьез, поэтому торопливость неуместна.
- Платформа для дистанционного образования – это по сути сайт, который может иметь удобный или неудобный интерфейс. Если он создан грамотно и просто, студенты легко освоят сайт, поэтому программирование – одна из важных составляющих учебного процесса.
Методики обучения должны быть комплексными, так как восприятие студентов – вещь индивидуальная.
Модальность при передаче информации – влияние на качество усвоения знаний
Модальность – это и есть индивидуальное восприятие информации. Одни предпочитают слушать, другие смотреть, третьи трогать руками, а четвертые – анализировать слова преподавателя. Исходя из четырех типов, студентов можно разделить на:
- аудиалов;
- визуалов;
- кинестетиков;
- дигиталов.
Хорошо воспринимают дистанционное обучение аудиалы, визуалы и дигиталы. Хуже оно дается кинестикам из-за их тяги потрогать изучаемый объект. Хотя данную проблему можно решить и другим способом – устроиться на работу по будущей специальности и практиковаться. Эта категория нуждается в личном общении, поэтому находиться постоянно возле компьютера им не интересно.
Чтобы каждый тип мог найти свою информацию, она представлена в нескольких источниках – для слушания, чтения и просмотра.
Индивидуальный подход к студентам
Получить образование дистанционно может любой желающий независимо от возраста и предыдущего опыта обучения. В одну группу может попасть как выпускник общеобразовательной школы, так и студент постарше. Мотивы, движущие людьми, разнообразны, поэтому необходимо учитывать и возраст человека, и его национальность, и базовое образование, исходные навыки.
Замечено, что люди старшего возраста неудобно себя чувствуют в компании молодежи, поэтому применяются различные психологические методики, чтобы снять напряжение у человека, который поздно пришел учиться.
Понятно, что после школы у студента будут более свежие знания, чем у человека, который окончил ее лет двадцать назад. Поэтому преподаватели иногда вынуждены подходить индивидуально к обучению кого-то из студентов – подбирать ему литературу или учебные пособия, давать дополнительные задания. Чаще всего дело касается математических расчетов – в этом случае может пригодиться школьный учебник.
Не все слушатели дистанционных программ отстающие. Некоторые не так давно окончили технические вузы по смежным специальностям, поэтому могут быстрее пройти курс. Для этого необходимо написать заявление на индивидуальный график сдачи академической задолженности. Срок дистанционного обучения на базе высшего образования можно сократить вдвое.
Необходимость промежуточного тестирования
Много споров вызывают методики тестирования студентов технических вузов. Но они идентичны западным технологиям оценки качества знаний, поэтому не должны вызывать подозрения. Списать можно и при очном обучении – большинство студентов так и делают. Зато при онлайн тестировании нет времени на раздумья, философию, некогда гуглить незнакомую информацию – если в положенное время ответ не поступил, он не засчитывается.
Для облегчения сдачи экзаменов существует промежуточное тестирование. Студент может сам себя проверить и определить, с какой темой у него слабый контакт. Дело в том, что на защиту диплома и сдачу государственных экзаменов придется ехать лично. Если студент не готовился регулярно, он может запросто не сдать и уехать домой без диплома.
К счастью, таких ситуаций в практике технических вузов не было, потому что существует строгая система: не сдал модуль – учишь, пока не сдашь. Это означает, что студент или слушатель курсов не может открыть следующий материал, пока не освоен предыдущий и не сдан тест.