Дистанционное образование в России начало активно развиваться и внедряться в 90-х годах двадцатого столетия, а на Западе оно уже полным ходом работало на систему образования и давало отличные результаты.
Прошло почти 30 лет: что изменилось, каково сейчас отношение преподавателей высших учебных заведений к удаленной форме обучения, дает ли оно реальные результаты или, как думают многие, является способом привлечения денег. Попробуем взвесить все факты и дать собственную оценку состоянию дистанционного образования в российских вузах.
Мнение педагогов
Почти 80% опрошенных преподавателей вузов считают, что дистанционное высшее образование должно быть доступно каждому студенту, независимо от его возраста. Объясняется это тем, что при глобальной компьютеризации и быстром обновлении информации люди должны быть в курсе событий и вовремя получать новые знания. Большая часть населения не может себе позволить уехать на учебу, но курсы повышения квалификации или переподготовка на базе высшего образования дистанционно должны быть доступны.
По западному опыту, а также благодаря успешным инновациям некоторых московских университетов, периферийные высшие учебные заведения начали потихоньку разрабатывать дистанционные программы.
Это требует времени и средств, но педагоги считают, что со временем эти вложения окупятся. К тому же все больше абитуриентов интересуются, можно ли получить высшее образование дистанционно в своем городе, или для этого нужно подавать заявку в московские учебные заведения.
В основном, поддерживают разработки молодые преподаватели, которым не чужд компьютер и все, что с ним связано. Старый профессорский состав скептически относится к нововведениям и считает их бесперспективными.
Возможно, какие-то недостатки у дистанционного образования и есть, но они также есть на очном факультете . Процент негативных отзывов приблизительно одинаковый, но на отзывы о дистанте обращают больше внимания. Если человек не хочет учиться, неважно, каким образом у него это не получится – очно или удаленно.
Почему вузы с дистанционным высшим образованием сейчас больше ценятся? Они идут в ногу со временем, насколько это возможно в России.
Хорошо, если ректор университета это понимает и у него есть поддержка в лице молодых педагогов, которые готовы с энтузиазмом работать над внедрением новых программ. К сожалению, не во всех вузах это есть.
Большинство педагогов считает дистанционную форму аналогом заочного образования. В принципе, это так и есть: такие же тесты, сдача экзаменов и зачетов, те же программы и преподаватели. Списать нельзя, так как на тестовые задания отводится определенное время. Если студент не успевает ответить – ему не засчитывается балл. Более вероятно, что у кого-то из преподавателей можно было бы списать, но на дистанционном факультете все компьютеризировано, поэтому придется учить.
Мнение студентов
Новая информация обычно усваивается долго и составить свое мнение о пользе дистанционного обучения или его негативных сторонах можно только спустя несколько лет. Были случаи, когда студент вспоминал период учебы с благодарностью, но проходили годы, прежде чем он осознавал это.
Многие студенты ищут возможность получить дистанционное среднее образование, но такой возможности в техникумах еще очень мало по стране, потому что считается – базовые навыки должны быть получены очно, а дальше – учитесь, как угодно.
Еще меньше «дистанционки» в школах. Родители, которые хотят забрать ребенка на домашнее обучение, сталкиваются с большими проблемами в лице директоров и городских отделов образования.
По отзывам детей, им очень нравится обучение дома. Большинство родителей довольны процессом и успеваемость детей при учебе удаленно. Как ни стараются внушить учителя, что дистант – это плохо, в основном, мнения учеников одинаково положительные.
Реальная техническая база в вузах России для дистанционного обучения
В вузах с дистанционным высшим образованием, которое практикуется много лет, больше вариантов получения знаний. Это и вебинары с живым участием, где можно не только писать ответы в чат, но и высказываться вслух. При этом педагог видит каждого учащегося и дает возможность каждому высказаться.
Далее – конференции, к которым студенты готовятся выборочно. Самый примитивный формат – электронная почта, куда приходят учебные материалы. К слову – с помощью электронной почты при желании можно получить самую новую информацию и усвоить ее.
Некоторые учебные заведения занимаются разработкой учебных дистанционных программ для инвалидов по зрению или для людей с проблемами слуха.
Каждый вуз старается как-то привлечь студентов. Оплата за дистанционные программы в 2-3 раза ниже, но и расходы на них небольшие, поэтому университетам выгодно вкладывать средства в разработку учебных пособий.
Учитываются также способности к восприятию информации – кто-то лучше запоминает на слух, кто-то зрительно.
Достижения студентов – ожидание и реальность
Рассчитывать на определенный результат можно только тогда, когда точно знаешь, чего хочешь. Большинство студентов поступают из соображений «нужен диплом», поэтому выполняют все, что присылают педагоги.
Если человек пришел за чем-то особенным, но не обнаружил этого материала в учебных программах, то он может остаться недовольным. К примеру, некоторых абитуриентов интересует сильная программа по сетевой безопасности. Такая есть в полном объеме в МГТУ имени Н. Баумана.
Если по каким-либо причинам студент не может себе позволить там учиться, значит его ожидания не оправдаются. Нужно либо искать возможность, либо довольствоваться тем, что есть, либо изучать эту отрасль технологий на дистанционных курсах.
Какие реальные перспективы дистанционного образования в России
На Западе уже давно никто не сомневается в пользе удаленного обучения. Есть даже отдельные университеты, которые занимаются только дистанционными программами и очень в этом преуспели. Прежде всего, в контроле знаний, чтобы никто не мог заявить, что очник лучше подготовлен, чем специалист, который учился дистанционно.
В России к удаленной форме подходят осторожно, но прекрасно понимают, что таким способом можно заработать больше, что немаловажно для учебного заведения. Да и возможностей для студентов больше: не хочет он сидеть на лекциях – переводится на платное дистанционное. Вуз в таком случае только выигрывает, и студенту комфортно, так как он получает возможность работать.
Как быстро будет происходить внедрение дистанционной формы, зависит от того, сколько средств будет потрачено на разработку платформы и учебных программ для дистанционщиков.
Большинство абитуриентов интересуются, есть ли удаленные программы в самых известных и рейтинговых учебных заведениях Москвы. Но, к сожалению, руководство пока не планирует запускать дополнительные программы, рассчитанные полностью на удаленное изучение. Старые элитные университеты дорожат своей репутацией и предпочитают лично тестировать выпускников.
Скорее всего, как предполагают специалисты Рособрнадзора, дистанционное образование будет больше внедряться в столичных университетах, так как абитуриенты проявляют большую заинтересованность именно учебой в Москве.