Дистанционное образование (ДО) еще недавно отвергалось и считалось некачественным. Однако пандемия показала его необходимость. Учебные заведения вынуждены были массово перейти на дистант, хотя система в целом была к этому не готова. Стало понятно, что после окончания пандемии образование уже не будет прежним.
Поскольку понятие дистанционного обучения отсутствовало в «Законе об образовании в Российской Федерации», срочно были разработаны дополнения, известные в СМИ как «закон о дистанционном образовании».
Рассмотрим плюсы и минусы данного закона (на 23.03.2021 г. он находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ в первом чтении).
Необходимость законодательного регулирования ДО
Из-за того, что в период пандемии пришлось действовать быстро, хотя в законодательстве отсутствовало само понятие дистанционного образования, возникла масса правовых коллизий.
Не все преподаватели, особенно средней школы, согласились работать дистанционно, в том числе и по объективным причинам. Массовое внедрение дистанционных технологий, предусмотренное законом о дистанционном образовании, требует наличия компьютера с возможностью быстрого выхода в Интернет как у учащихся, так и у преподавателей. Однако реальность такова, что персональные компьютеры есть не у всех школьников и тем более преподавателей, относящихся к возрастной категории 65+.
Некоторые директора школ предпринимали попытки уволить учителей, отказавшихся работать удаленно. Юристы разъяснили, что это незаконно, поскольку в трудовых контрактах работа в таких условиях не предусмотрена.
В связи с пробелами в законодательстве срочно началась разработка дополнительных законодательных актов. Был разработан законопроект №957354-7 о внесении изменения в ст. 16 «Закона об образовании в Российской Федерации».
Плюсы дистанционного обучения
По сравнению с очным обучением, дистанционное имеет свои преимущества. К ним можно отнести следующие.
- Универсальность. ДО сглаживает региональное неравенство доступа к качественному обучению. Так, отдаленные и малодоступные школы получают возможность круглогодичного доступа к образованию с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий.
- Решение проблемы нехватки учителей. Класс можно переводить на удаленное обучение по конкретному предмету, если в школе нет учителя. Причем учиться можно у педагогов другой школы.
Но у дистанционного обучения есть не только сторонники, но и противники.
Почему закон о ДО не принят
Закон встретил сопротивление, прежде всего, со стороны родителей, на плечи которых легла дополнительная нагрузка помощи детям, особенно ученикам младших классов. Причем родительское сообщество не ограничилось дискуссиями. В Москве и Санкт-Петербурге прошли митинги и протесты. Отрицательные отзывы о законе появились в различных СМИ.
Основная причина волнений - опасение, что образование может полностью стать дистанционным. Закон снижает затраты государства на обучение, поэтому администраторам он экономически выгоден. Но преподаватели боятся массовых сокращений и увольнений. Они устали жить в условиях постоянного реформирования образовательной системы.
Недавно учителя уже выступали против введения новой системы аттестации, а также организовали пикет возле здания Роспотребнадзора с требованием отменить проведение ВПР (всероссийских проверочных работ). По их мнению, чиновники не учитывают и так возросшую в период пандемии нагрузку и заставляют писать все новые и новые отчеты, которые реально никому не нужны.
Родителей также тревожит, что качество образования может резко упасть. Они опасаются потенциального расслоения общества, когда качественное очное образование смогут получить только дети богатых родителей, а основная масса учеников будет учиться дистанционно.
С принятием нового закона о дистанционном образовании появится возможность официально открывать онлайн-школы. Противники законопроекта опасаются, что начнется массовый переход на более дешевое дистанционное образование, а традиционные школы и вузы будут закрываться, а их здания продаваться коммерческим структурам.
У массового внедрения ДО и его элементов есть и очевидные объективные трудности:
- слабая материально-техническая база школ;
- отсутствие быстрого и качественного интернет-соединения во многих регионах;
- необходимость дополнительных денежных средств на закупку коммуникационного оборудования и модернизацию программного обеспечения.
Особенно большие проблемы возникают в многодетных семьях, которым часто не под силу связанные с переходом на ДО материальные затраты.
Родители беспокоятся и о здоровье детей. Санитарные нормы ограничивают их нахождение за компьютером, но реально за их соблюдением никто не следит. А выполнить учебные планы, не нарушая СанПИНы, нереально. Достаточно сказать, что согласно действующим нормам время ежедневной работы школьника за компьютером не должно превышать 2 часов.
Многие вопросы остаются не решенными до сих пор и непонятно, будут ли они решены с принятием поправок. Например, студенты, получающие очно платное образование, поставили вопрос о пересчете платы за обучение. В большинстве вузов администрация на это не пошла. Так, руководство МГУ отказалось снизить плату за дистанционное обучение в период пандемии, пояснив, что оно является разновидностью очного обучения.
Перспективы принятия закона
Законопроект был выдвинут группой членов Совета Федерации во главе с сенатором Л. Гумеровой, которая имеет высшее педагогическое и юридическое образование. Он поддерживается депутатами «Единой России» и получил поддержку как в правительстве, так и в профильном комитете Государственной Думы.
Тем не менее, в декабре депутаты, многие из которых работали или продолжают работать в вузах, отложили принятие данного законопроекта. Они считают, что его нужно широко обсудить с общественностью, в том числе с родителями и преподавателями.
Вице-спикер Госдумы О. Тимофеева считает, что дистанционное образование ни в коем случае нельзя вводить в младших классах, где от него больше вреда, чем пользы. А в средних и старших классах оно должно дополнять очное образование, не заменяя его. По словам О. Тимофеевой, это позиция большинства педагогов Ставропольского края, который она представляет в Думе.
В правительстве РФ считают, что негативное отношение к проекту закона о дистанционном образовании в основном связано с обилием фейковых новостей, связанных с его предстоящим принятием. К подобным фейкам они относят мнение, что очного образования в России практически не останется.
Большинство депутатов согласны, что в настоящее время не во всех регионах есть возможность организовать полноценное дистанционное обучение в соответствии с поправками в законе об образовании, хотя сомнений в быстром их принятии практически нет.