Объекты, о которых в Сети мало достоверной информации, рано или поздно обрастают мифами. Это коснулось и дистанционного образования. О дистанционке обыватель знает не много. Больше придумывает и верит в придуманное. А это – проблема. Отсутствие истины всегда порождает проблемы.
Удаленный способ получения знаний больше практикуется на Западе, а в России только начинает распространяться. Самые передовые частные вузы и некоторые государственные учреждения подхватили технологию и стараются ее модифицировать, учитывая возможности потенциальных абитуриентов.
Выпускников, которые могут подробно рассказать о своем опыте, еще очень мало. Некоторые из них стараются не афишировать, каким образом они получали диплом, боясь осуждения со стороны работодателей и коллег по работе. Сейчас постараемся объяснить, почему рождаются мифы о дистанционке и какие из них самые распространенные.
Миф №1 – это дорого
Возможно, для кого-то 30 тысяч рублей в год – это дорого. Еще можно понять, если человек живет в сельской местности, один, сам за все платит, большие расходы, а зарплата маленькая, или ее вообще нет.
Тогда вопрос: а нужно ли вообще получать дистанционное образование – высшее государственное учебное заведение обойдется как минимум в три раза дороже. Это с поездкой на сессию, проживанием 2-3 недели и мелкими расходами. Возможно, стоит подождать лучших времен, потому что 30 тысяч – это небольшая месячная зарплата в большом городе. Для получения диплома вуза о дистанционном высшем образовании – копейки. А ведь есть возможности учиться еще дешевле.
Дистанционное образование не может быть дорогим, потому что отсутствуют многие статьи расходов – коммунальные услуги, аренда, учебники. Есть только техническая поддержка сервера и преподаватели.
Миф №2 – отсутствуют реальные жизненные ситуации
В плане подготовки к жизненным ситуациям студенты дистанционного факультета чувствуют себя лучше, так как параллельно с учебой они практически все работают.
Если провести опрос среди очников, то выяснится, что многие из них потеряли интерес к профессии тогда, когда пришли работать. Это связано с ограниченными возможностями в плане практики во время учебы. Ее не было в достаточном количестве, и студенты думали, что все будет интереснее.
Дистанционщики с первого дня понимают, для чего им диплом, что нужно учить и что пригодится в работе, потому что она у них есть. Отношение к учебе при осознанном подходе гораздо серьезнее.
Миф №3 – нужно профессиональное владение компьютером
Включить компьютер, браузер, найти или создать папку, пользоваться текстовым редактором или электронной почтой умеют даже ученики первых классов. Все отрасли промышленности уже компьютеризированы, причем, сложными программами.
Для получения дистанционного среднего образования достаточно и половины того, чем владеет рядовой бухгалтер или секретарь. Требования минимальные. При желании можно научиться гораздо большему в плане компьютеров. Мало что приходится искать самостоятельно, так как на все учебные материалы есть прямые ссылки.
Миф №4 – работодатели не любят дипломы дистанционных вузов
Если судить только по диплому, то и заочников работодатель жаловать не должен. А дистанционное образование равно традиционной заочке. А если по способностям и опыту, то многие очники проиграют перед выпускниками дистанционных факультетов.
Все дело в степени ответственности. Если человек до смены места работы числился хорошим специалистом, то никто не будет придираться к его диплому, главное, что он умеет выполнять свою работу. Если студент с дипломом вуза о высшем дистанционном образовании в первый раз получает должность, то все зависит от него.
Многие университеты вообще не упоминают слов «дистанционное образование», а пишут в дипломах, что человек окончил вуз на заочном факультете с применением дистанционных технологий. Если это важно, можно заранее уточнить в приемной комиссии, что будет написано в документе.
Миф №5 – студенты не общаются друг с другом
Общение – тема широкая и многогранная. Через Интернет иногда быстрее получается наладить отношения. Группа может переписываться в чате, по электронной почте, по IP телефонии. Можно создавать групповые чаты и обсуждать вопросы учебы.
Для кого-то такой способ выглядит более спокойным и ни к чему не обязывающим. Есть связь с преподавателями – они помогают найти информацию особо заинтересованным студентам, которые хотят большего. Есть даже групповые задания, которые придется делать вместе. Часто проводятся конференции и вебинары.
Миф №6 – нет контроля со стороны преподавателей
Человека, который поступил в вуз и не хочет учиться по каким-либо причинам, трудно контролировать даже на очном факультете. Но если дистанционщик хочет получить знания и диплом, то его ничто не остановит и контроль ему не нужен.
Он сам будет контролировать, на месте ли преподаватель и можно ли с ним поговорить. Если кто-то рассчитывает, что он будет учиться только благодаря чьему-то контролю, то надо задуматься, а стоит ли браться за учебу. Если люди получают дополнительно образование дистанционно, то они уж точно знают, что оно надо в первую очередь им самим. Из-под палки туда никто не поступает.
Во всех вузах есть промежуточные модули и задания, после которых студентов допускают к экзаменам. То же самое касается удаленного обучения. Сдать или не сдать – вот в чем вопрос, но решает его сам студент.
Миф №7 – программы на дистанционных факультетах облегченные
Программы всех факультетов в рамках одного вуза абсолютно идентичны для очного, заочного и дистанционного образования.
При этом есть случаи, когда дистанционщики заканчивали университеты с более высоким уровнем знаний, чем очники. Это не зависит ни от формы, ни от преподавателей, только от самого студента. Может быть разница в программах между одним и вторым вузом, но не между факультетами одного университета.
Миф №8 – студенты могут списывать домашние задания и тесты
Списать не получится, так как есть сайты и программы, которые проверяют тексты на плагиат. Преподаватели ими пользуются.
Итоговые зачеты и экзамены дистанционщиков проходят по абсолютно другой методике, чем у студентов очного отделения. Задания они получают не заранее, а в тот момент, когда проводится тест. Если ответы задерживаются, они не учитываются, поэтому придется учить все или много раз пересдавать.
Миф №9 – нет единого критерия оценки знаний
Каждый преподаватель имеет свои показатели, по которым он оценивает знания студентов. У двух разных педагогов они будут отличаться кардинально. Существуют отдельные уникальные критерии и в некоторых вузах. Этот момент необходимо уточнять в приемной комиссии.
Студенты стараются делать то, чего от них требует преподаватель – ни больше, ни меньше. Никто особенно не вдается в критерии. Этим вопросом может заниматься разве что аттестационная комиссия.
Миф №10 – студенты очного и дистанционного факультетов пользуются разными учебниками и не имеют доступа к другим ресурсам
Все ресурсы в рамках данного учебного заведения доступны любому студенту любого факультета.
Более того, студенты, которые повышают квалификацию или проходят переподготовку на базе высшего образования дистанционно, имеют доступы ко всем материалам – записям вебинаров, лекций, лабораторных работ, учебникам в электронном виде. Если есть возможность приехать, то и к печатным материалам также.